Как меня обманул клиент

Однажды клиент не заплатил мне за работу. Случилось это в 2011 году, когда я работал в кинодистрибьюции, а фрилансом занимался в качестве халтуры.

Нет смысла горевать о не полученных деньгах, тем более спустя столько лет. Зато есть смысл сделать выводы, понять свои ошибки и поделиться полученным опытом.

Тему клиентов и оплаты за работу я поднимал уже неоднократно в статьях Никакой предоплаты! или Когда клиент не платит. Как бороться?  В последней я рассказывал о срочных заказах, которые таят в себе массу подводных камней. История, которая со мной приключилась, как раз о срочном заказе.

Срочная задача без предоплаты или заключения договора — всегда риск.

Этого клиента мне посоветовала моя приятельница. «Подруге нужен дизайнер, помоги чем сможешь». Это сразу располагает — приятель, приятель приятеля, человек явно проверенный. Отсюда вытекает первый вывод: приятельские рекомендации мало чего значат и мало чего гарантируют. Приятельницей подруги оказалась менеджер среднего звена, она тоже не принимала никаких решений, но выполняла поручение начальства.

Приятельские рекомендации не гарантируют оплату.

Компания, в которой работала приятельница подруги, заказывала рождественскую открытку. Надо заметить, что до нового года еще был не один месяц, но сроки у ребят уже горели. Заказ был очень срочным со сроком в 2 дня.

Задача простая. Мне показали коллекцию открыток прошлых лет. Ничего выдающегося делать не нужно, времени ведь на эксперименты нет. Менеджер попросила меня сделать дизайн в точно такой же стилистике как и раньше, поставить на передний план елочку, на которую вместо игрушек навесить сейфы (тема защиты информации). Елочка при этом уже мелькала несколько лет назад, потому в этот раз её нужно подать как-нибудь «иначе».

Простота задачи обманчива, любую задачу нужно записать и утвердить у того, кто принимает решение.

«Иначе», значит иначе. Этим же вечером я сел за открытку и наваял большую иконку елки с игрушками в виде сейфов. Однако уже на следующий день я получил ответ: «Елочка, конечно хорошая, но наш шеф сказал, что ему хотелось бы видеть сноубордиста или снегоход на фоне опасных гор. Таким образом, менеджер в одночасье списала мою работу в мусорную корзину и подменила задачу.

pic1

В этот момент я сделал для себя важный вывод. Предоплата — это не блажь и не наглость дизайнера. Предоплата гарантирует хотя бы частичную оплату работы дизайнера. Если клиент не согласен на 50% предоплаты, то согласится на 35%, если не согласен на 35%, то согласится на 20%. Даже минимальная оплата денег настраивает на серьезную работу.

Предоплата гарантирует хотя бы частичную оплату работы дизайнера.

Под видом «доработок» менеджер навязывала мне создание новой открытки. Так как я уже потратил несколько вечеров на первую открытку, то побоялся отказаться от «доработки», ведь реальные сроки задачи мне все равно были не известны, а менеджер компании не рисковал ничем. И хотя я обратил внимание на то что речь идет о создании новый открытки и стоить она будет столько же сколько и первая, в данной ситуации я не мог выставлять никаких условий. Об этом хорошо написал Джим Кэмп в своей книге «Сначала скажите «нет». Чем больше я тратил усилий на задачу, чем больше я «зарабатывал» условных денег, тем сложнее было задачу отпустить. Тлела надежда выполнить еще одну правку и получить хоть что-нибудь.

Чем больше усилий за неоплаченную задачу, тем сложнее от неё отказаться.

Так как сроки поджимали я просидел еще одну ночь и сделал вторую версию открытки. Естественно её тоже не приняли. Через день я получил целый вагон правок от шефа менеджера, которые местами меняли всю суть сделанной работы. Вместо мотоциклиста посадить деда мороза, создать след падающих подарков за снегоходом, заменить горы на более «опасные» горы, заменить снегоход на более «резкий» снегоход, заменить их всех на сноубордиста на доске и так далее.

pic2

Конечно, мне обещали заплатить за всю проделанную работу как только она будет принята. Но проблема заключалась в том, что не определившись с задачей не было никакой гарантии того, что задача вообще будет принята. Менеджер не знал чего хочет шеф, этого не знал и сам шеф. Он просто экспериментировал с открыткой, добавляя туда новые задумки по ходу дела. А я не мог поговорить с ним лично. И тогда я понял следующее:

Общаться нужно только с тем, кто принимает решение.

Общаться с посредниками просто нет смысла, если посредники не имеют никакого влияния на свое начальство. Да, иногда это сложно, порой невозможно, но к этому нужно стремиться.

Небольшая математическая задача: клиент заказал у портного плащ, но получив плащ понял, что заказать нужно было пиджак. За сколько вещей нужно заплатить клиенту, если после получения плаща он заказал и пиджак? Является ли заказ пиджака исправлениями к плащу?

В какой-то момент череды бесконечных правок мне удалось отпустить заказ. Компания не оплатила ни первую открытку, ни вторую, но оплата меня не очень волновала, ведь на тот момент я работал на постоянной работе. Открытка получилось хорошей и я выложил её в портфолио.

Мораль?

Общаться нужно только с тем, кто может сам принимать решения. Общение с почтовым голубем бессмысленно по определению, ведь почтовый голубь не может гарантировать выполнение своих обещаний даже вам.

Любая задача должна утверждаться в приложении к договору. Если договор не заключается, нужно брать предоплату, а техническую задачу «утверждать» письменно по электронной почте. Если задача обсуждалась голосом, по итогам общения нужно сделать краткое изложение разговора, отправить его по почте и утвердить.

Сегодня я бы взял 50% оплаты от первой открытки, но после смены задачи попросил бы 50% предоплаты для второй открытки. Сумму предоплаты можно и уменьшить, но начинать новую работу без гарантии не стоит. По крайней мере с новым клиентом.

 

Источник: hronofag.ru



Добавить комментарий